Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

 

Музей истории Южно-Уральской железной дороги был открыт по инициативе ветеранов и руководства дороги 7 декабря 1973 года.

Под первую экспозицию в здании Дворца культуры железнодорожников было выделено несколько комнат. У истоков создания экспозиции и музейных коллекций стоял Александр Иванович Козырев, известный челябинский краевед, инженер-железнодорожник, преподаватель. Большое количество экспонатов было также передано музею ветеранами и тружениками Южно-Уральской магистрали.

В разные годы Музей размещался в отдельном встроено-пристроенном здании по улице Цвиллинга, затем в одном помещении с библиотекой Челябинского железнодорожного узла. 1 октября 2020 года был торжественно открыт Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги. Экспозиция наконец-то обрела свой собственный «дом».

В данный момент фонды Центра насчитывают более 30 тысяч единиц хранения. Многие экспонаты представляют историческую и культурную ценность: станционный колокол со станции Чернявская Западно-Сибирской железной дороги, отлитый на заводе Василия Буслаева в Самаре; топочная чугунная дверца от печи со станции Маук, изготовленная в каслинскими мастерами в 1902 г.; стальной рельс казённого завода князя Белосельского-Белозёрского производства 1893 г.; альбом «Виды постройки Западно-Сибирской железной дороги» дореволюционного издания с уникальными фотографиями строительства железнодорожного полотна и мостов на участке Челябинск-Курган.

В архитектурном плане подобных музеев в России больше нет. Экспозиция выстроена по спирали и охватывает период от зарождения железных дорог в России до сегодняшнего дня. И даже позволяет заглянуть в будущее! Пространство организовано вокруг атриума высотой более 20 метров. Объемы и необычность помещения подчеркивает огромный экран длиной 80 метров, который по спирали поднимается под самый купол. На экране посетители видят движущиеся поезда разных эпох – от крохотного паровозика Черепановых до современных скоростных составов.

Многочисленные технические средства – справочные киоски, экраны, действующие макеты – позволяют в буквальном смысле слова погрузиться в историю и даже почувствовать себя машинистом современного скоростного электропоезда «Ласточка».

Площадь Центра около 2500 квадратных метров. Внутренне наполнение здания продумано очень тщательно. Здесь нет случайных предметов, каждый экспонат и каждое техническое средство находятся на своем месте.

Сегодня Центр по праву является визитной карточкой не только Южно-Уральской магистрали, но и всего города Челябинска. За 2022 год Центр посетили более 23 тысяч человек.

Приглашаем и вас познакомиться с живой, важной для всего Челябинска, историей Южно-Уральской железной дороги!