Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Проходят годы, меняются поколения, но бессмертный подвиг советского народа не забудется никогда, память о нем – навсегда в наших сердцах.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всех. В России нет семьи, которая бы без потерь и лишений пережила те страшные годы. Ценой непомерных усилий, страданий и невосполнимых утрат была завоевана победа. 9 мая – священная и дорогая дата для каждого гражданина нашей страны, это праздник, который отмечают люди всех возрастов, национальностей и вероисповеданий.

Свой неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники, проявившие истинный пример доблести и патриотизма. В сложнейших условиях они мужественно продолжали выполнять свою работу, обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту и вывоз населения из временно оккупированных территорий.

Южно-Уральская магистраль в короткие сроки приобрела для страны важнейшее значение. На Урал во время войны было эвакуировано 667 предприятий и еще тысячи предприятий по уральским рельсовым путям отправились дальше в Сибирь.

В первый год Великой Отечественной войны на фронт ушли более 5 тысяч работников Южно-Уральской дороги. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились, не жалея здоровья и сил. Война предъявила особое требование к железнодорожникам, призванным обеспечивать фронт и оборонную промышленность всем необходимым. Старики вернулись к работе, женщины заняли места ушедших на фронт мужчин, встали к станкам, к паровозным топкам, у реверса паровоза; наравне со взрослыми работали дети. 

Движение поездов было переведено на особый воинский график, предусматривающий первоочередное продвижение воинских грузов. «Все для фронта, все для победы!» – под таким девизом трудились и железнодорожники. Машинист локомотивного депо Челябинск Пётр Агафонов организовал паровозную колонну имени Государственного Комитета Обороны из 12 паровозов. Каждый паровоз в колонне считался боевым агрегатом, бригада — подразделением с воинской дисциплиной. За три года войны колонна провела более 2 тысяч тяжеловесных поездов. Также колонны имени ГКО формировались под руководством машинистов Блинова и Утюмова в Кургане, Тефтелева – в Троицке, а всего на Южно-Уральской железной дороге числилось 22 паровозные колонны. Этот почин был широко подхвачен машинистами железных дорог страны, появились десятки подразделений паровозников, работающих на основе воинской дисциплины.

В 1942 году работники паровозного депо Челябинск передали армии сделанные ими 2 бронепоезда – «крепости на колёсах», у которых были бронированы и паровозы, и вагоны-платформы, служившие площадками для зенитных орудий. Челябинцы сделали их за два месяца. Всего южноуральские железнодорожники изготовили, снарядили и отправили на фронт 8 бронепоездов, 4 поезда-бани и десятки санитарных поездов.

Железнодорожники-южноуральцы формировали военно-эксплуатационные отделения для работы на фронте по восстановлению и обеспечению бесперебойной работы всей инфраструктуры стальных магистралей на отвоеванной территории СССР, а после 1944 года – и в Восточной Европе.

Все 1418 дней войны Южно-Уральская железная дорога не останавливалась ни на секунду. Двадцать один южноуральский железнодорожник, принимавший участие в боевых действиях, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Мы никогда не забудем боевые и трудовые подвиги тех, кто отстоял свободу и достоинство нашей страны. Нам выпала честь видеть героев живыми, и мы должны сохранить истории наших дедов и отцов и передать их молодому поколению, чтобы память о нашей Великой Победе жила всегда.