Южно-Уральская железная дорога – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога входит в число крупнейших отечественных магистралей. Это начальное звено Транссиба – самой протяженной железной дороги в мире. Нначало строительства железных дорог на Южном Урале неразрывно связано с необходимостью освоения богатых месторождений Урала, Сибири и потребностью создания новых рынков сбыта. 4 октября 1893 года из Челябинска отправился первый поезд. Во многом благодаря железной дороге Челябинск из небольшого провинциального города со временем превратился в мегаполис с миллионом жителей.
Развернутая протяженность ЮУЖД 7567,3 км, эксплуатационная длина 4545 км.Магистраль охватывает территории 7 субъектов Российской Федерации: Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Самарскую, Саратовскую, Свердловскую области, республику Башкортостан и Северный Казахстан. На полигоне дорогирасположены такие крупные промышленные центры, как Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Курган, что наглядно можно увидеть на Карте дороги.
На сегодняшний момент компания Российские железные дороги представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Южно-Уральская железная дорога – один из 16 его территориальных филиалов. 27.12.2010 года было утверждено Положение о дороге. 27 июля 2023 года была утверждена Политика качества Южно-Уральской железной дороги
ЮУЖД в цифрах
Южно-Уральская железная дорога имеет 247 пунктов с путевым развитием. Из этого количества внеклассных станций – 9, первого класса – 10, второго – 18, третьего – 34, четвёртого – 63 и пятого – 92, не имеющих классность – 21. По характеру работы станции подразделяются на: пассажирские – 1, сортировочные – 5, грузовые – 34, участковые –13, промежуточные – 173, разъезды и путевые посты – 21. Количество станций на дороге, открытых для производства грузовых операций - 152. Магистраль оснащена 12 сортировочными горками, 11 из которых механизированы. На полигоне дороги 6 эксплуатационных локомотивных депо (ТЧЭ), 4 эксплуатационных вагонных депо (ВЧДЭ), 20 дистанции пути (ПЧ), Дистанция инженерных сооружений (ПЧ ИССО), Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (ДИЦДМ), 12 дистанций электроснабжения (ЭЧ), 10 дистанций сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ).
На полигоне магистрали 72 станции, имеющие маневровые локомотивы, на которых работают 169 маневровых локомотивов, из них: 155 на теплотяге, 14 на электротяге. Число станций, имеющих автоматизированные системы управления – 219; поездных диспетчерских участков – 22.
Более половины протяженности магистрали электрифицирована, 85% стрелок оборудованы устройствами электрической централизации. Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. Напряженный рабочий ритм магистрали поддерживают свыше 40 тысяч железнодорожников.