Южно-Уральская железная дорога в годы Великой Отечественной войны. Вклад в Победу.
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всех, и железные дороги стали артериями, по которым текла жизненная сила нашей страны. Железнодорожники внесли неоценимый вклад в дело Победы.
С первых дней войны Урал стал гигантским арсеналом Красной Армии, а Южно-Уральская магистраль – жизненно важным звеном, связующим его с фронтом. На запад хлынул беспрерывный поток войск, военной техники и боеприпасов, а на восток – эвакуированных людей и оборудования заводов.
На Урал во время войны было эвакуировано 667 предприятий, и еще тысячи предприятий отправились дальше в Сибирь. Объем эвакуационных перевозок в 1941-1942 годах составил около 1,5 миллионов вагонов или 30 тысяч поездов. Каждая отправка была шагом к спасению, каждая станция — оплотом надежды.
Резко изменился характер работы дороги: движение поездов было переведено на особый воинский график, предусматривающий в первую очередь продвижение воинских эшелонов. «Всё для фронта, всё для Победы!» - под таким девизом трудилась вся страна.
На Южно-Уральской железной дороге были организованы 22 паровозные колонны имени Государственного Комитета Обороны. Каждый паровоз в колонне считался боевым агрегатом, а бригада работала на основе воинской дисциплины. Широкое развитие в военное время получило движение ударников производства, выполнявших норму производительности труда на 200 и 500%.
В первую военную зиму с Южно-Уральской магистрали на фронт ушли 14 тысяч работников, которые пополнили ряды танкистов, летчиков, артиллеристов, связистов.
Каждый оставшийся в тылу обязался работать за двоих. Женщины заняли места ушедших на фронт мужчин – машинистов, кочегаров, слесарей. 18-летние девчонки перекидывали лопатой до 30 тонн угля в топку за смену, управляли сигналами, ремонтировали пути и вагоны, таскали рельсы и шпалы. Рядом со взрослыми работали подростки. Рано расставшись с детством, они взяли на свои неокрепшие плечи часть забот и стойко переносили все тяготы, чтобы приблизить долгожданную Победу.
Большой размах получили субботники, воскресники, сбор средств в фонд обороны.
Все 1418 дней войны Южно-Уральская железная дорога не останавливалась ни на секунду.
Обеспечивая перевозки в напряженном рабочем ритме, работники магистрали выполняли и непосредственные заказы фронта: создавали и мощное оружие – бронепоезда. В конце 1941 г. было получено срочное задание Государственного Комитета Обороны - построить 5 бронепоездов. Это были целые «крепости на колесах» с бронированными паровозами, пулеметами, пушками и зенитными орудиями на платформах. Строители бронепоездов объявляли себя военно-трудовыми подразделениями, выдвинув девиз: «В труде как в бою». На участке, где строили бронепоезда, самоотверженно работали лучшие токари, сварщики, разметчики, фрезеровщики, слесари. Конструкторы здесь же разрабатывали чертежи бронепаровозов, отдельных деталей и сразу передавали их исполнителям. Все, кто строил бронепоезда, работали по несколько суток без отдыха, проявляя творческую инициативу и смекалку. И это потом спасало жизнь их товарищам, отправившимся на этих поездах на фронт. Первый бронепоезд, отправленный с ЮУЖД, принял боевое крещение на Брянском направлении под Мценском 1 мая 1942 года. За этот бой дивизион получил благодарность от командования фронтом. Под Сталинградом, куда прибыл бронепоезд из Петропавловска, немецкая артиллерия била так, что листы брони деформировались, а местами даже отлетели, но в нем все остались живыми.
За годы войны южноуральские железнодорожники отправили на фронт 8 бронепоездов, 4 поезда-бани, десятки санитарных поездов. Военно-санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов, пробиваясь из самых горячих мест передовой.
Для восстановления разрушенных фронтовых железнодорожных линий и руководства их эксплуатацией на железнодорожном транспорте создавались мобильные, хорошо оснащенные восстановительные формирования – военно-эксплуатационные отделения (ВЭО), в состав которых входили специалисты разного профиля - машинисты, вагонники, путейцы, связисты. В начале 1942 г. на ЮУЖД вышел приказ о формировании двух таких отделений. Каждое из них насчитывало до 2,5 тысяч человек. Челябинское ВЭО работало под Ленинградом, Оренбургское ВЭО прошло путь до Праги. Железнодорожники работали под огнём врага, спасали эшелоны с ранеными, поднимали сошедшие с рельсов вагоны, тушили пожары в поездах, восстанавливали пути, доставляли на фронт людей и боеприпасы, налаживали связь.
Южноуральские железнодорожники непосредственно участвовали в боях. Они переквалифицировались в танкистов, лётчиков, артиллеристов, стали пехотинцами, пулемётчиками, связистами. За героизм и мужество более 1000 южноуральцев награждены орденами и медалями. 21 южноуральский железнодорожник удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Многие получили это звание посмертно. Сегодня их имена увековечены на стене мемориала Центра исторического наследия ЮУЖД в Челябинске.
Подвиг железнодорожников – в нашей благодарной памяти. Вечная Слава Героям!