цифровая станция
Станция Челябинск-Главный Южно-Уральской магистрали вошла в проект ОАО «РЖД» «Цифровая станция». Для приведения ее технологического комплекса к цифровой модели здесь будет реализован ряд проектов по внедрению «умных» систем, позволяющих производить ряд операций с грузовыми поездами и вагонами в автоматическом режиме без участия человека. В результате значительно повысится эффективность и безопасность работ. Поступающие вагоны будут быстрее формироваться в новые составы.
Станция Челябинск-Главный является полигоном для отработки новых технологий на Южно-Уральской железной дороге. Она самая крупная на ЮУЖД и одна из важнейших сортировочных станций на Транссибирской магистрали. В течение трех последних лет здесь на двух сортировочных горках были внедрены системы автоматизации и технология параллельного роспуска, благодаря которой стало возможно работать одновременно с двумя грузовыми составами, поступающими на станцию. В результате увеличилась перерабатывающая способность сортировочной горки и скорость продвижения вагонов. В настоящее время Челябинск-Главный является единственной станцией на сети железных дорог страны, где в автоматизированном режиме применяется параллельный роспуск вагонов сразу на двух сортировочных системах – четной и нечетной.
Робототехнический комплекс установлен на мобильной платформе. Она передвигается по специальной рельсовой конструкции, установленной вдоль пути. Устройство состоит из нескольких модулей:
- связи
- безопасности
- технического зрения
- руки-манипулятора
Внедрение этого комплекса позволит РЖД заменить людей на машины на потенциально опасных участках работы, а также увеличить скорость роспуска составов.
Система «Автомашинист»
в 2026 году на станции Челябинск-Главный начнут использовать маневровые локомотивы с системой «Автомашинист»
В перспективе эту технологию планируется задействовать на 25 крупных сортировочных станциях сети. Флагманской платформой для испытаний беспилотного вождения маневровых локомотивов является станция Лужская. Здесь завершаются приёмочные испытания тепловоза ТЭМ7А с бортовой системой «Автомашинист». Параллельно идёт тестирование этой технологии на маневровом тепловозе ТЭМ23. Следующий этап испытаний пройдёт на станции Челябинск-Главный, где реализуем проект «Цифровая железнодорожная станция». Беспилотный локомотив интегрируем в цифровую среду. Система позволяет выполнять в автоматическом режиме надвиг состава на сортировочную горку и съезд с неё. Она распознаёт препятствия и останавливает локомотив перед барьерами. Человека в кабине нет, но за работой следит машинист-оператор. Он получает трансляцию изображения с камер локомотива в режиме онлайн. Получение декларации соответствия ТЭМ7А запланировано на июль-сентябрь, а приёмочные испытания маневрового тепловоза ТЭМ23 на конец 2025 года. Сертификацию ТЭМ23 с системой «Автомашинист» РЖД планируют провести в 2026 году.